28.01.2025 16:11
Аналитика.
Просмотров всего: 8649; сегодня: 10.

«Не ложись сытым»: народные приметы о еде

«Не ложись сытым»: народные приметы о еде

Крестьяне связывали с повседневной и праздничной едой разные поверья и приметы, а еще — использовали блюда и напитки в магических ритуалах. Какой пожар тушили квасом, зачем есть хлеб с плесенью и носить в кармане ржаной сухарь и почему картофель называли «чертовым яблоком»? Читайте в нашем материале о народных поверьях, связанных с пищей.

Ржаной сухарь от судорог: хлеб, печенье и калачи

Семья собиралась за общим столом обедать и ужинать. Перед тем как приступить к еде, крестьяне мыли руки и умывались. Считалось, что если ешь грязными руками — впускаешь внутрь нечисть. За столом нельзя было ругаться или громко смеяться, плохо отзываться о блюдах, которые подала хозяйка. Позволялось спокойно разговаривать о текущих делах. Якобы от «хулы» портился вкус еды, а от приличной беседы — улучшался. После ужина посуду следовало убрать со стола, иначе в ней разгуляется нечисть или же остатки доест домовой и оближет миски.

Во многих регионах считалось, если человек быстро ест — значит, он быстро и хорошо работает. Поэтому так проверяли работников перед наймом. При этом крестьяне плохо относились к обжорству: якобы если человек ест слишком много, то он это делает за двоих, себя и черта. Советы об умеренности в пище отразились и в пословицах:


Ешь, да не жирей — будешь здоровей.


Не ложись сытым — встанешь здоровым.


Много суеверий связано с хлебом. В традиционной культуре он считался не просто продуктом, а символом здоровья, достатка и даже жизни. С хлебом следовало обращаться по-особому — существовали особые предписания и запреты. Например, нельзя было ронять на пол или выбрасывать хлебные крошки, иначе случится неурожай и голод. Но их можно было отдавать птицам.

Некоторые из суеверий носили практический характер. Например, плохой приметой считалось макать хлеб в соль. Это можно объяснить: дорогая в те времена соль засорялась крошками. Примета «кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать» помогала сберечь остатки хлеба и сэкономить на муке. Но существовали суеверия, которые сложно объяснить. Например, считалось, что ржаной сухарь в кармане магическим способом защищает от судорог, а перевернутый в печи каравай предвещает несчастье или даже смерть.

Владимир Даль, этнограф: "Если кто за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду".

Мистические представления частично распространялись и на другие мучные изделия. Булками — их пекли для колядующих, гостей на свадьбе, повивальных бабок — кормили духов, чтобы те не вредили человеку. Фигурное печенье в форме лошадей и коров давали домашнему скоту для хорошего приплода. Еще крестьяне верили, что, если посмотреть на человека сквозь отверстие калача, можно навести на него порчу или определить таким образом колдуна. Историк Михаил Забылин описал уголовное дело о колдовстве, которое суд рассматривал в Шуе во второй половине XVII века: «Один посадский подал челобитную, что в углу на краю своего огорода он нашел куски печеного хлеба, калачи и несколько меда». Наводили порчу и на другие продукты, например на молоко и мясо.

Крестьянские овощи: капуста и горох

В России картофель появился в конце XVII века, его завезли по приказу Петра I. До XIX века в крестьянской среде картофель практически везде считали нечистой пищей, называли «поганью» и чертовым яблоком. Появились даже легенды, в которых упоминалось, что картофельные кусты вырастают на могилах колдунов и ведьм. А по другой версии, картошка произошла из слюны дьявола: он плюнул на землю в досаде, что не удалось прельстить Христа. Считалось, что если принести этот овощ в избу, то нечисть на радостях устроит неистовую пляску.

Основой постного меню и в богатых, и в бедных домах была капуста. С ней связано много примет и обрядов. «Капустничками» называли детей, рожденных вне брака: считалось, что именно их находят в капусте. Если девушка изменила парню, то он мог срезать все кочаны на ее грядках. Заготовка капусты на зиму была настоящим праздником. На него приглашали соседей: все рубили овощи специальными сечками в деревянных корытах. К этому дню варили пиво и готовили особый ужин, девушки наряжались, а вечером хозяева и гости устраивали пляски и гулянья.

В постные дни ели горох в разном виде. Михаил Забылин так описывал блюда, которые подавали на стол: «…мы встречаем… горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердо сбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки…» В поверьях упоминалось, что на гороховых полях обитают русалки, Баба-яга и прочая нечисть. Растение применяли в магических обрядах. Существовал такой ритуал: весной следовало убить змею, в ее нутро положить три горошины и закопать в землю. Если на этом вырастет какой-то цветок — сорвать его и закатать в воск. Считалось, что этот восковой шарик с цветком помогает читать мысли людей, когда кладешь его в рот. 

Скоромное: молоко и мясо

Мясо крестьяне, как правило, готовили по большим праздникам. Во многих местах не ели телятину, это считалось грехом. У суеверия было практическое объяснение: если у недавно родившей коровы забрать теленка, она лишится молока. Поэтому на стол обычно ставили свинину или баранину, курицу или дичь.

Важное значение в рационе имели молочные продукты. В прошлые века им даже приписывали целебные свойства. Существовали заговоры, чтобы животное было послушным во время дойки:

Из книги Михаила Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»: "Не дай ей, Господи, ни ножного лягания и хвостового махания, ни рогового бодания. Стой горой, дой рекой, озеро сметаны, река молока, ключ и замок словам моим".

Если у коровы пропадало молоко, виноватой объявляли нечисть. Якобы ведьмы доят скот на расстоянии: чертят круг и в центр втыкают нож. А потом варят зелья и магические сыры.

По другим представлениям, колдуны превращались в змей и лягушек и пили молоко прямо из коровьего вымени. По поверьям, неравнодушны к нему были и домовые. Но их угощали сами хозяева: перед Великим постом оставляли чашку молока или миску с мясом.

Напитки: квас и мед

Квас был известен уже в X веке, в исторических источниках упоминается, что на Руси его готовили практически везде. Настаивали квас обычно из муки и солода, а иногда — из репы, свеклы или арбуза. В напиток добавляли приправы, ароматные травы, ягоды и мед.

Квас подавали в банях, и там же обливались им, чтобы сохранить здоровье. Напитком следовало тушить пожар от удара молнией, вода, по поверьям, с таким огнем справиться не могла. Квасную гущу использовали в народной медицине, вместе с солью она считалась верным средством от лихорадок.

Медом в старину называли питье, по крепости близкое к вину, а иногда и к водке. Существовало множество его разновидностей.

Из книги Михаила Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»: "Меда были: вишневый, смородинный, можжевельный… приварный, красный, белый, белый паточный, малиновый, черемховый, старый, вешний, мед с гвоздикой, княжий и боярский. Для лучшего вкуса и цвета выжимали из зрелых вишен сок и подливали в мед. Нашим русским медам удивлялись иностранцы, так хорошо приготовляли его".

Позже появились слабоалкогольные виды. Напитки различались по способу приготовления. Ставленный — из двух частей меда и одной ягодного сока — бродил естественным образом и в засмоленных бочках доходил в земле десятки лет. Вареный мед готовили по технологии, близкой к пивной, он был готов уже через пару недель.

И медовый напиток, и сам мед применяли в народной медицине и ритуалах. Символически его связывали со здоровьем, красотой и благополучием. Верили, что он помогает от змеиных укусов и болезней горла. А еще мед считался любимой пищей умерших, поэтому на поминальный стол всегда ставили медовуху.

Автор: Маргарита Ковынева. Портал «Культура.РФ»

Изображение (фото): из открытых источников


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Агрегатор счастья, Дети, История, Кулинария, Культура, искусство, музеи, Напитки, Пищевая промышленность, продукты питания, Семья
Сайты субъектов РФ: Ивановская область
Сайты городов субъектов РФ: Ивановская область - Шуя
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS)

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11079 публикаций
Сайт: www.culture.ru/materials/257639/ne-lozhis-sytym-narodnye-primety-o-ede
Поделиться:

Интересно:

Белые пятна истории
21.05.2025 13:12 Аналитика
Белые пятна истории
Даже спустя 80 лет после Великой Победы история обороны Москвы таит немало белых пятен. Их последовательно закрывает депутат Законодательного Собрания, директор по научной работе ОНПП «Технология», исторический консультант студии «ВоенФильм» Олег Комиссар. Он по крупицам выстроил хронологию подвига дивизий народного ополчения Москвы на Калужской земле. Накануне Великой даты в Обнинске на Аллее Победы открыли выставку, где представлены архивные карты. По ним горожане узнают историю подвига простых людей из московского ополчения на обнинской земле. А ведь до недавнего времени среди тех, кто интересовался историей родного края, бытовало мнение, что немцы зашли на территорию будущего Обнинска практически без боев. Это заблуждение. У нас в октябре 41-го года народные ополченцы Москвы три дня, с 16 по 19 октября, отражали...
К годовщине завершения Кавказской войны
21.05.2025 11:12 Аналитика
К годовщине завершения Кавказской войны
Официально эта война длилась с 1817 по 1864 годы, и считается самой длинной войной России. Хотя столкновения и войны на Кавказе, по всей границе страны, были на протяжении всего столетия, так же как в 18-м и в 20-м веках. И глобальные противники были все те же, только в разных ипостасях. Сначала Англия и Турция, потом еще Франция и США, позже Германия и масса сателлитов. У Кавказской войны была длительная предыстория – войны, конфликты, дипломатическая борьба. Это был военно-стратегический регион со времен Руси Московской 16 века, а потом Российской империи с 1721 года. Не считая небольшие перерывы, войну с Россией вели османы и персы, их руками англичане. Инструментом в их войнах стали и горские народы Кавказа. Это было время военных походов, мятежей и восстаний. Война с горцами шла около полувека, включая перерывы. Именно эта война начиналась при Александре I, продолжалась при...
Каждый несет свой крест. Первый казак на библейской горе
21.05.2025 09:04 Аналитика
Каждый несет свой крест. Первый казак на библейской горе
Председатель Кавказской археографической комиссии Евгений Вейденбаум в вышедшей в Тифлисе в 1901 году книге "Кавказские этюды" писал: "Здесь был водружен крест, принесенный урядником Дахновым, и по средине его прибита медная доска (12 дюймов длины и 8¼ ширины) с надписью: "1850 г. 6/18 августа, в благополучное царствование императора Николая I, при наместнике Кавказском князе Воронцове, взошли на Арарат начальник триангуляции полковник Ходзько, Н.В. Ханыков, П.А. Александров, Ар. Ф. Мориц, П.К. Услар, П.И. Шароян и 60 нижних чинов"". Это есть не что иное, как документально зафиксированный факт восхождения первого казака на вершину библейской горы Арарат – той самой, к которой после потопа причалил на своем богоспасаемом ковчеге ветхозаветный Ной с чадами и домочадцами.  Символ христианского обладания Почетная миссия и лаконичная, но славная строка в истории достались уряднику...
Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...